Жан Пирс (1904 – 1984,
лирико-драматический тенор), настоящее имя - Джейкоб
Пинхас Перельмут, родился в Нью – Йорке,
в семье религиозных евреев. Его родители эмигрировали из России задолго
до рождения младшего из сыновей, поэтому Джеэйкоб считается коренным американцем. В возрасте 4
лет мальчика стали обучать музыкальной грамоте и игре на скрипке. В 1917 г., в день своей бар-мицвы, юноша дал свой первый
сольный концерт в синагоге. Родители Пирса были состоятельными людьми и
содержали собственный ресторан, который и стал для молодого певца первым
концертным залом. Сначала Пирс обслуживал свадьбы в сопровождении созданного им
небольшого оркестра. Спустя некоторое
время о нём узнали, и многие импрессарио стали приглашать его для выступлений в
кабаре и танцевальных залах. Программы этих выступлений были достаточно
разнообразны: от песен на идиш, иврите и синагогальной музыки до арий из опер,
оперетт и мюзиклов. Уроки пения юноша брал у нескольких педагогов: Э. Рокас, Э. Мак-Лелан и Дж. Боргетти. В 1932
году Пирс знакомится с импресарио С. Ротхафелем (по совету которого взял
псевдоним Жан Пирс). Это сотрудничество дало певцу возможность более серьезно
заняться музыкой и начать выступать с нью-йоркскими танцевальными и джазовыми
оркестрами в более престижных залах. С 1933 по 1940 год Пирс работает солистом Радио в Нью-Йорке и посвящает своё
время совершенствованию своих вокальных навыков. В 1936 году семья Перельмут
породнилась с еще одним многообещающим певцом – Ричардом Таккером, который
женился на сестре Пирса Сарре. Хотя Пирс не
считал, что Таккер обладает выдающимися данными для начала оперной
карьеры, он, тем не менее, помог
родственнику, познакомив его с импресарио и организовав ряд прослушиваний.
В 1938 году, после исполнения партии
Зигмунда в постановке первого акта оперы Р. Вагнера «Валькирии» в Радио Сити мюзик-холле был замечен великим
дирижером А. Тосканини. Приглашение на
запись симфонии №9 Л. Бетховена с симфоническим оркестром Национального радио
США Пирс принял с благоговением. Популярность Тосканини в Америке была
необычайной, требования маэстро к качеству работы солистов и оркестра
усложняли общение с ним. Для любого музыканта того времени работа под
руководством Тосканини была знаком высочайшего признания и давала возможность
работать в лучших оперных театрах страны. В том же, 1938 году, Пирс дебютировал в Балтиморском оперном театре,
исполнив партии Герцога в «Риголетто» и Альфреда в «Травиате» Дж. Верди.
Сотрудничество Пирса и Тосканини продолжалось более 15 лет, вплоть до
возвращения Тосканини на родину, в Италию. Результатом их совместной работы стали
многочисленные концерты, оперные постановки и ряд записей, в том числе Девятая
симфония и «Фиделио» Бетховена, «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад» Д.
Верди, «Богема» Д. Пуччини.
С 1939 по 1974 год Пирс
сотрудничал с импресарио С. Юроком, при участии которого выступил в оперном театре
Сан-Франциско. В период с 1941 по 1963 год он был одним из ведущих солистов
«Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Среди партий его репертуара Герцог в
«Риголетто», Альфред в «Травиате», Ричард в «Бале-маскараде», Альваро в «Силе
судьбы», Манрико в «Трубадуре» Верди, Рудольф в "Богеме" Пуччини,
Эдгар в "Лючии ди Ламмермур" Доницетти, Фауст в «Фаусте» Гуно, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Дон Оттавио в "Дон Жуане" Моцарта.
В начале 1940
года Пирс был приглашён Рахманиновым для исполнения кантаты «Колокола» под
управлением автора.
Певец гастролировал во
многих странах, в том числе неоднократно в Израиле (впервые в 1950 г.) и в СССР (впервые —
в 1956 году, в спектакле ГАБТа, в 1963 – с сольными концертами по стране). Красивая
внешность и актёрское обаяние позволили Пирсу расширить диапазон творческих
интересов: он снялся в музыкальном фильме (в сотрудничестве с Диной Дурбин,
1947 "Что
навеял ветер"), выступал в оперетте (в Венской Штаатсопер и городском
оперном театре Мюнхена – Эдвин в «Княгине чардаша», Тасилло в «Марице» И. Кальмана,
Данила в «Весёлой вдове» Ф. Легара).
В 1971 году певец
исполнил главную роль в мюзикле Дж. Бока «Скрипач на крыше» по произведению Шалом Алейхема «Тевье-молочник».
Исполнительское
мастерство Пирса отличалось подчеркнутыми эмоциональными контрастами, высокой
музыкально-сценической культурой, ярким темпераментом. Пирс неоднократно
выступал с программой еврейской литургической музыки, выпустил ряд пластинок с
записью канторских мелодий и еврейских народных песен. Пирса отличало
творческое долголетие: в возрасте 78 лет он выступал с детским хором синагоги
Бет-Аврахам в Дейтоне (Огайо). К его 80-летию синагога
«Аншей-эмет» в Чикаго учредила Фонд Пирса для поддержки талантливых музыкантов,
внесших вклад в распространение еврейского музыкального наследия. Пирс собрал английскую оперную труппу и основал
фестиваль в Олтборро, был избран президентом объединенного общества музыкантов.
Его перу принадлежит автобиография “Путь певца”.
Скончался Жан Пирс в
Нью-Йорке, в возрасте 80 лет.
|